ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....2
1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ И ОПИСАНИЕ ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ..……...3
ЦВД………………………………………………………………………….……4
ЦСД………………………………………………….……………………………6
ЦНД………………………………………………….……………………………7
Принцип работы опорного подшипника……….……………………………10
Принцип работы упорного подшипника…….………………………………11
Описание подвода пара к турбине…………………….…………………….13
2. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ……………..…………………….….16
Требования к вибрационному состоянию турбоагрегатов в неустановив-
шемся режиме работы и его контролю………………………………….....18
Требования к вибрационному состоянию турбоагрегатов в установишем-
вившемся режиме работы и его контролю……….………………………..19
Параметры пара РОУ………………………….………………………………20
3. ПОДГОТОВКА ТУРБОАГРЕГАТА К ПУСКУ……..…………………….….21
4. ПУСК ТУРБОАГРЕГАТА………………………………..……………………...24
Общие указания по пуску турбины из различных тепловых состояний…24
Пуск турбоагрегата из холодного состояния………………………………31
Пуск турбоагрегата из неостывшего состояния…………………………...42
Пуск турбоагрегата из горячего состояния……………………….………..47
5. ОСТАНОВ ТУРБИНЫ………..………………………………………………….51
Останов турбины без расхолаживания основного оборудования………..51
Останов турбины с расхолаживанием котла и паропроводов…………...54
Останов турбины с расхолаживанием котла и паропроводов и турби-
ны.…………..……………………………………………………………………57
6. ОБСЛУЖИВАНИЕ ТУРБИНЫ……………………………..…………………...60
7. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ НА ТУРБОАГРЕГАТЕ……..…64
8. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ ТУРБИНЫ…..…..65
Пуск турбины запрещен………………………………………………...……65
Требования безопасности при обслуживании……………………….……..65
Турбина должна быть немедленно остановлена…………………………..66
Турбина должна быть немедленно остановлена со срывом вакуума.….67
Испытания автомата безопасности…………………………………………..67
9. ПОРЯДОК ДОПУСКА К РЕМОНТУ И МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ
РЕМОНТЕ………………………………………………………………………..69
10. ПОЖАРОБЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТУРБОАГРЕГАТА…71
Аварийное вытеснение водорода из корпуса генератора..……………….73
Турбина должна быть немедленно остановлена со срывом вакуума…..73
11. ДЕЙСТВИЕ ПЕРСОНАЛА КТЦ ПРИ ЛОКАЛИЗАЦИИ ПОЖАРА………74
12. ПЕРЕЧЕНЪ ЛИТЕРАТУРЫ И ДОКУМЕНТАЦИИ, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ИНСТРУКЦИИ….……………………………………75
ВВЕДЕНИЕ
Объем инструкции:
В инструкции дано краткое описание и технические характеристики турбоагрегата К - 210 - 130 - 3 и вспомогательного оборудования. Даны указания по обслуживанию турбоагрегата и вспомогательного оборудования.

Схема простейшей паротурбинной электростанции работающей на угле: 1- трансформатор; 2- генератор; 3- турбина; 4- паропровод; 5- деаэратор; 6- пароперегреватель; 7- экономайзер; 8- воздухоподогреватель; 9- дутьевой вентилятор; 10- электрофильтры; 11-дымосос; 12- дымовая труба; 13- мельница; 14- питательный насос; 15- регенеративный подогреватель; 16- конденсатный насос; 17- конденсатор; 18- циркуляционный насос; 19- бункер угля; 20- экранные трубы.
Назначение инструкции:
Настоящая инструкция предназначена для эксплуатации турбоагрегата
К - 210 - 130 - 3 и определяет основные требования, обеспечивающие надежную работу турбоагрегата в процессе пуска, работы и останова.
Инструкцию должны знать:
1. Начальник КТЦ
2. Заместители начальника КТЦ
3. Начальник смены станции
4. Начальник смены КТЦ
5. Старший машинист КТЦ
6. Инженер по эксплуатации оборудования КТЦ
7. Машинист энергоблока
8. Машинист - обходчик по турбинному оборудованию
1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ И ОПИСАНИЕ
ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ
1.1. Турбина паровая К - 210 - 130 - 3 изготовлена на ЛМЗ (Ленинградский металлический завод). Одновальная трехцилиндровая с двумя выхлопами, одним промежуточным перегревом пара, номинальной мощностью 210 Мвт. с частотой вращения 3000 об/мин. Предназначена для непосредственного привода генератора ТГВ - 200 - 2МУЗ мощностью 210 Мвт. с напряжением на клеммах 15750 В. На одном валу с генератором вращается вспомогательный генератор типа СТВ -300 (синхронный турбогенераторный возбудитель), используемый для системы возбуждения генератора. Турбина состоит из 3 х цилиндров - высокого, среднего и низкого давлений.
Турбина рассчитана для работы при следующих основных номинальных параметрах:
- Номинальная мощность 210 Мвт
- Абсолютное давление свежего пара перед
стопорными клапанами 130 кгс / см2
- Температура свежего пара 540 0С
- Абсолютное давление пара после промпе-
регрева, перед входом в защитные клапа-
ны цилиндра среднего давления, при но-
минальной мощности 23,9 кгс / см2
- Температура пара после промперегрева
перед входом в защитные клапаны ЦСД 540 0 С
- Абсолютное давление пара на выходе из
цилиндра высокого давления при номи-
нальной мощности 26,1 кгс / см2
- Температура пара на выходе из цилиндра
высокого давления, при номинальной мо-
щности 323 0 С
- Количество охлаждающей воды проходя-
щей через конденсаторы 25000 м3 / ч
- Расчетное абсолютное давление в конден-
саторах, при температуре охлаждающей
воды 12 0 С 0,04 кгс / см2
- Рабочее абсолютное давление в конденса-
торах 0,08 кгс / см2
- Максимальный расход пара через турбину 670 т / ч
- Температура питательной воды на выходе
из подогревателя высокого давления при
номинальной мощности 242 0 С
- Предельное допустимое абсолютное давле-
ние в камере регулирующей ступени 98 кгс / см 2
1.2. Турбина К - 210 - 130 - 3 – индекс ’’3 ’’ означает, что турбина предназначена для работы по однобайпасной пусковой схеме (БРОУ).
Для экономии пар с котла сбрасывается в конденсатор через быстродействующую редукционную охлаждающую установку (БРОУ).
Индекс ’’ 3 ’’ также означает, что парораспределение выполнено с опережающим открытием регулирующих клапанов среднего давления.
1.3. Турбина имеет 7 нерегулируемых отборов, предназначенных для подогрева конденсата в подогревателях низкого давления, деаэраторе и питательной воды в подогревателях высокого давления.

Роторы турбины вращаются по часовой стрелке, если смотреть на ее передний подшипник в сторону генератора.
Рис.1. Продольный разрез турбины.
1.4. ЦВД

Нижняя половина и крышка корпуса ЦВД отлиты из стали 15Х1М1ФЛ. Корпус – одностенный с вваренными сопловыми коробками (рис.2), сопловой аппарат 3 с лопатками 4 заводится по окружности в обойму 2 и крепится в ней специальным образом, обойма 2 вваривается в сопловую коробку 1. Для уплотнения второго конца сегмента устанавливают шпонку 6. Регулирующие клапаны ЦВД установлены на его корпусе. Диафрагмы установлены в обоймах, сегменты всех концевых уплотнений также установлены в обоймах.
Рис.2. Сопловой аппарат регулирующей ступени
Диафрагмы первых двух ступеней выполнены с несущими стоками и узкими сопловыми решетками, остальные диафрагмы стальной конструкции.
Корпус ЦВД выполнен с горизонтальным разъемом и имеет вес без диафрагм – 31 т.
Проточная часть ЦВД состоит из 12 ступеней давления, включая одно-венечную регулирующую ступень, от которой начинается счет (от второго подшипника). Ротор высокого давления (РВД) изготовлен из стали Р2МА, и является цельнокованым. Диски и вал изготовлены из одной целой поковки для исключения ослабления дисков из-за релаксации напряжения, при эксплуатации турбины на переменных тепловых режимах. К преимуществам цельнокованых роторов следует отнести: меньшая длина ротора, по сравнению с ротором имеющим наборные насадные диски, отсутствие ступиц дисков уменьшает диаметр диафрагменных уплотнений, что в свою очередь снижает протечки пара через них и повышает КПД проточной части.

Лопатки закреплены в дисках Т – образными хвостовиками и связаны в пакеты ленточными бандажами (рис. 3). Начиная с девятой ступени рабочие лопатки выполнены закрученными.
Лопаточный аппарат ЦВД выполнен левого вращения.
Рис.3. Конструкция лопатки РВД и первых семи ступеней РСД 1 - шип, 2 - рабочая часть (перо), 3 - бандажная лента, 4 - хвостовик

Концевые уплотнения ЦВД изготовлены без насадных втулок: на валу сделаны ступенчатые выточки, а уплотнительные сегменты установлены в обоймах. Также выполнены и все диафрагменные
уплотнения. К диафрагмам приварены кольца, в которые зачеканены усики, образующие над бандажные уплотнения.
1.5. ЦСД
Рис.4. Установка диафрагм в турбине 1- диафрагмы, 2 - корпус турбины, 3 - обоймы, 4 - диафрагменное уплотнение, 5 - ротор
Корпус ЦСД имеет фланцевый горизонтальный и один вертикальный (технологический) разъемы. Передняя часть В центре ротора для контроля качества поковки и осмотра, во время капитальных ремонтов, выполнено сверление. Для осевого уравновешивания в зоне паровпуска ЦВД имеется разгрузочный диск.
Существенным недостатком цельнокованых роторов является необходимость замены всего ротора в случае
повреждения при эксплуатации хотя бы одного из дисков рабочих колес.
Вес ротора высокого давления – 7,1 тонн.
ЦВД имеет массивные фланцы высотой 380 мм и шириной 340 мм. Поэтому при пуске из холодного состояния они прогреваются значительно медленнее, чем корпус цилиндра. Чтобы не происходило коробление ЦВД, выполнен обогрев фланцев и шпилек, которым необходимо пользоваться при пуске и останове с расхолаживанием турбины.
ЦСД отлита из стали 15Х1М1ФЛ, задняя часть (выходной патрубок) сварена из листовой углеродистой стали.
Регулирующие клапаны ЦСД установлены на корпусе. Сопловые сегменты первой ступени ЦСД расположены непосредственно в расточке корпуса; также установлены и диафрагмы первых двух ступеней. Остальные диафрагмы размещены в обоймах, между которыми в нижней половине корпуса выполнены патрубки для отборов пара. Диафрагмы всех ступеней сварные, кроме последней, которая выполнена литой чугунной со стальными лопатками.
Проточная часть ЦСД состоит из 11 ступеней давления, с 13-ой по 23 -ю, от второго подшипника.
Вес цилиндра среднего давления без диафрагм – 31 т.

Рис.5. Вильчатый хвостовик лопатки 1- вильчатый хвостовик, 2 - диск, 3 - заклепка
Ротор среднего давления изготовлен из стали Р2МА. Первые семь дисков, по ходу пара, откованы с ротором. Остальные четыре диска насажаны на вал ротора в горячем состоянии с натягом и изготовлены из стали 34ХН3М. Принцип посадки заключается в том, что диск изготавливается с внутренним диаметром меньшим, чем диаметр участка вала, на который насаживается диск. За счет нагрева диска диаметр его увеличивается, после чего он насаживается на вал. При охлаждении диска (выравнивание температуры с температурой вала) внутренняя расточка его втулки деформируется на некоторую величину, вследствие чего появляются внутренние радиальные тангенциальные напряжения, обеспечивающие плотное соединение диска с валом – натяг.
Под действием напряжений, появляющихся вследствие натяга, диаметр вала уменьшается на некоторую величину.
В зоне паровпуска выполнен разгрузочный диск. Лопатки первых семи ступеней крепятся к дискам Т – образными хвостовиками, остальных четырех ступеней – вильчатыми (рис. 5) Начиная с четвертой